В домашней программе коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должен преобладать поведенческий аспект.
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
· проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
· помните, что чрезмерная подвижность, болтливость и недисциплинированность на является умышленными;
· контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
· не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
· стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
· избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
· реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и пр.);
· повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
· не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок;
· выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
· для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
· уделяйте ребенку достаточно внимания;
· проводите досуг всей семьей;
· не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
· установите твердый распорядок дня ребенка и всех членов семьи;
· чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
· оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
· избегайте по возможности больших скоплений людей;
· помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
· организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
· придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);
· не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном место после совершения поступка;
· чаще хвалите ребенка. Чувствительность к отрицательным стимулам очень низкая, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако восприимчивы к поощрениям;
· составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
· воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
· не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
· постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
· не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
· не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям;
· помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
· не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
· расскажите гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
ПОМНИТЕ, что вербальные средства (призывы, беседы) редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
· лишение удовольствия, лакомства, привилегий
· запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
· прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, досрочное отправление в постель);
· или простое удержание в «железных объятьях»;
Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».
В коррекции поведения ребенка особую роль играет методика «позитивной модели», которая заключается в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.
Кроме того, необходимо понимать проблемы своего ребенка. Исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности невозможно добиться не только в течение нескольких месяцев, но даже нескольких лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраниться и на протяжении всей жизни. Успешная реабилитация возможна при условии своевременного ее начала (в возрасте 5-10 лет) и комплексной коррекции.