Составитель: Егорова Мария Олеговна - воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 г. Бокситогорска»
Цель: познакомить детей с актуальной проблемой сбережения энергоресурсов, формировать у детей навыки энергосбережения дома и в саду.
Задачи: Обучить детей видеть и понимать способы экономии энергоресурсов; развивать творческие способности, память, речь, самостоятельность суждений; воспитывать бережное отношение к энергоесурсам.
Материалы:
- конверт с основными способами сбережения электроэнергии;
- демонстрационные материалы (иллюстрации);
- материал для самостоятеьной работы (раскраски, карандаши, мелки);
- раздаточный материал (игра-ходилка, тематические закладки, медали за активное участие в процессе);
ХОД занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте угадать о чем мы с вами сегодня будем говорить.
Как никогда я сейчас одинок –
Сбежал от меня электрический ток.
Сначала решил я, что ток мне вернут,
Но по прошествии многих минут
Я понял, что без толку даже и ждать,
И принялся сам себя утешать.
Часы, холодильник, электроплитка
В молчанье стояли без всякой подпитки.
Электроприборы скучали без дела,
И как то квартира вся опустела (А.Клинчин)
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы, дети! Сегодня мы с вами будем говорить об электричестве и энергосбережении. Электрическая энергия сопровождает нас повсюду и днем, и ночью. Сегодня мы с вами изучим способы сохранения энергии, чтобы она дружила с нами и помогала нам учиться, играть, готовить, делая нашу жизнь комфортной и уютной.
Электрический ток бежит по проводам словно река, только вода в этой реке состоит из маленьких частиц – электронов, которые и заставляют работать электрические приборы.
Ребята, а кто может назвать современные способы получения электроэнергии? (Электроэнергия вырабатывается в гидроэлектростанциях, специальных сооружениях, построенных на реках). Загрязнение атмосферы при неэффективном использовании энергоресурсов ведет к глобальному потеплению и как следствие к экологической катастрофе. Поэтому уже сейчас необходимо принять меры к предотвращению экологической проблемы. При этом полностью отказаться от электричества мы не можем (Слушаем ответ ребенка)
Да, правильно, мы можем экономить электроэнергию. Самый посильный способ уменьшить загрязнение окружающей среды – это бережное и экономное использование электроэнергии. Одним словом – энергосбережение.
Повторяем все вместе: энергосбережение.
Игра «Угадай электрический прибор»
Воспитатель вызывает ребенка и говорит ему на ухо название электроприбора, который тот должен показать. Ребенок показывает прибор. Тот кто первым отгадает название загаданного прибора, показывает следующий прибор. И так далее.
Воспитатель: Без электричества невозможно представить себе жизнь современного человека. Электричество хорошо тем, что облегчает нашу повседневную жизнь: помогает стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь ТВ, не поиграешь в компьютер и т.д. Но электричество, при неправильном обращении таит в себе опасность – оно смертельно!
Назовите, мне пожалуйста, правила обращения с электроприборами (не дергать шнур, не совать пальцы в розетку, не включать без разрешения взрослых, не трогать оголенные провода)
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, давайте с вами представим, что электричество исчезло и мы не можем пользоваться привычными нам электроприборами. Поиграем.
Игра «Что было бы, если бы не было…»
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет электроприбор. Ребенок, у которого мяч, называет предмет, который может заменить этот электроприбор.
Пылесос - веник,
Холодильник – погреб,
Магнитофон – музыкальные инструменты,
Лампочка – свечка,
Стиральная машина – корыто,
Электрический утюг – угольный утюг,
Телевизор – книга с картинками,
Компьютер – пишущая машинка,
Чайник – самовар,
Фен – солнце.
Физкультминутка «Электроники»
Дети, представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам. (Дети бегут по кругу). По сигналу: «Стоп!», останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет!», кружатся, подняв руки вверх. По сигналу: «Темнота!», приседают. (Игра повторяется 3 раза).
Воспитатель: Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку: стучит без рук, горит без огня, это гром и (молния).
Ответы детей.
Демонстрируется иллюстрация с изображением грозы.
Молния – это мощный электрический заряд. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетке и в природе.
Воспитатель: дети, как вы думаете могут ли животные производить электричество?
Ответы детей. (Да, некоторые могут).
Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската.
Скат использует свое электричество, чтобы обездвижить или чтобы убить врага.
Воспитатель: Дети, а вы всегда бережно относитесь к электричеству?
Ответы детей. Да, но не всегда.
Воспитатель: А сейчас, я буду вам описывать ситуации, которые иногда случаются. А вы мне будете говорить так должно быть или нет.
Упражнение «Так должно быть или нет?»
Ситуация 1. Я пришел к подруге Ире,
У нее в всей квартире свет горит, телевизор говорит,
Радио поет, магнитофон орет,
А она на компьютере играет,
Ничего не замечает.
Так должно быть или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.
Ответы детей: нет не должно быть.
Воспитатель: как исправить ситуацию?
Ответы детей: выключить приборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет.
Ситуация 2. Один мальчик после школы
Побежал играть в футбол.
Но оставил свет в окошке, чтоб нескучно было кошке.
Дайте мне скорей ответ:
Так должно быть или нет?
Ответы детей: нет не должно быть. Кошки видят в темноте, им свет не нужен.
Воспитатель: что нужно делать уходя из дома (сада?)
Ответы детей: выключить везде свет.
Воспитатель: загадаю вам загадки, отгадайте их ребятки!
- Чудо-ящик в нем окно, в том окошечке – кино. (телевизор)
- Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот. Любит робот чистоту и гудит как лайнер ТУ. (пылесос)
- Летом папа наш привез в белом ящике мороз. И теперь мороз седой дома летом и зимой. Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
Воспитатель: дети, о каких приборах эти загадки?
Ответы детей: о бытовых.
Воспитатель: правильно! И эти приборы потребляют очень много энергии.
Кто мне скажет, как использовать микроволновую печь, чтобы экономить электроэнергию?
Ответы детей: использовать микроволновку только для подогрева еды, а не приготовления. Выбирать правильный режим мощности, температуры и времени.
Воспитатель: мама собирается феном сушить волосы. Что вы можете сказать? Как ей лучше поступить?
Ответы детей: перед сушкой волосы надо хорошо вытереть полотенцем. Волосы лучше сушить естественным путем.
Воспитатель: телевизор очень часто ваш работает напрасно.
Ответы детей: телевизор можно смотреть не больше 2х часов в день. Надо его выключить, если телевизор никто не смотрит.
Воспитатель: наш помощник – пылесос. Но опять возник вопрос. Что же делать и как быть, пылесосить или мыть?
Ответы детей: ковры можно выбить на улице, можно провести влажную уборку.
Воспитатель: обогреватель весь день работал, устал, как же ему помочь, чтобы он всю энергию не съедал?
Ответы детей: Необходимо утеплить окна и двери, чтобы не было сквозняков. Не накрывать батареи. Проветривать комнату недолго широко раскрыв окна.
Воспитатель: дети, расскажите, кто из вас экономит электроэнергию? Как вы это делаете?
Ответы детей: используем энергосберегающие лампочки, уходя гасим свет, наливаем в чайник столько воды сколько потребуется для чаепития, утепляем окна и двери.
Воспитатель: давайте запомним правила энергосбережения:
Демонстрация основных правил энергосбережения в знаках.
Подводя итог нашему занятию, я вам сейчас раздам раскраски с основными способами сбережения энергии и природных ресурсов.
Вы хорошо поработали сегодня, в заключение я вручу вам медали энергогениев за отличные знания в области энергосбережения, а также подарю закладки с изображением основных энергосберегающих технологий для ваших любимых книг.