Результаты независимой оценки оказания услуг организациями социальной сферы

http://bus.gov.ru/pub/independentRating/list

 

   Муниципальное бюджетное

   дошкольное образовательное учреждение
   «Детский сад № 4 комбинированного вида

     города Бокситогорска»

 

    187650, РФ, Ленинградская область,

   город Бокситогорск, улица Южная, дом 3
     8 (81366) 200-75

Консультации для родителей

Учимся общаться с воспитателем

 

Вопрос, честно говоря, наболевший и выстраданный.

Любому родителю приятно, когда к ребёнку в детском саду относятся с вниманием.

Отвели с утра ребёнка в сад и всё - как он там, что... остаётся лишь догадываться или выпытывать.
Воспитатель - не приходящая няня - не выбираешь. Слава Богу, хоть место в саду досталось... Но мысли всякие посещают, переживаешь - как он там, что делает, не обижают ли, как покушал, как поспал...

Есть воспитатели абсолютно толерантные к родителям - сами всё расскажут, подскажут, и детки к ним тянутся, и родители довольны.


Вот и возникает вопрос - как наладить с воспитателем настолько доверительные отношения, чтоб не приходилось догадываться о причинах плохого настроения своего малыша или о том, где, когда и при каких обстоятельствах появилась у него на лбу здоровенная шишка...

В общем, пошагово...

1. Общайтесь с воспитателем на-равных.

К сожалению, многие родители не могут уловить эту тонкую грань, общаясь с воспитателем свысока (бывает, при детях называя его "воспиталка", "эта", даже дают прозвища), либо излишне любезничают (а то к ребёнку будет плохо относится).

Из этого вытекает следующее правило:

2. Не давайте шанса интересующим Вас небольшим проблемам перерасти в большие претензии.

Ваше недовольство должно быть конкретно сформулировано и донесено до воспитателя своевременно.

Не дали роль на утреннике?
Узнали о конфликте с другим ребёнком?
Порвали новенькую футболку?
Узнали от ребёнка, что его наказывают?

Всё это повод для разговора, который имеет смысл, что говорится "с пылу, с жару" - во-первых, пока проблема актуальна и про неё никто не забыл, во-вторых, во избежание повторения подобных ситуаций.

Но!!! Делаем это максимально корректно, спокойно, без излишних эмоций, однако, ваш диалог не должен стать бессмысленным сотрясанием воздуха - важен результат.

3.Приводя утром ребёнка в садик, поинтересуйтесь, чем сегодня дети будут заниматься.

Во-первых, если они будут, например, лепить, то дома пластилин сегодня можно отложить, заняться, например, разгадыванием загадок и т.п.
Во-вторых, воспитатель со временем привыкнет к Вашему живому интересу к жизни ребёнка в саду и начнёт сам с утра встречать Вас рассказом о предстоящем дне.
В-третьих, забирая ребёнка из сада, Вы можете с ним обсудить, что и как у него получилось, выявить, какие трудности вызвало задание.

4. Если есть проблемы любого плана - ребёнок плохо спал ночью, недомогает, капризничает - обязательно поговорите с воспитателем с утра, объясните причину Вашей озабоченности, попросите быть снисходительнее к ребёнку, будьте на связи - не стесняйтесь позвонить в течение дня, узнать как дела, предложите воспитателю при возникновении проблем позвонить Вам.

5. Забирая ребёнка из садика в конце дня поинтересуйтесь у воспитателя "как моё солнышко сегодня?"

Не ждите полного отчёта, но если были проблемы, Вам обязательно скажут.
Плохо себя вел?
Пообещайте поговорить дома - при чужих людях (будь то взрослые или дети) проблему не обсуждайте, дайте шанс ребёнку дома всё Вам рассказать и объяснить, отложите воспитательный процесс, устройте "тет-а-тет".
А может, наоборот, похвалят - тогда и Вы похвалите - воспитатель должен видеть, что его слова Вам небезразличны, да и ребёнку мамина поддержка всегда необходима.

Да, и ещё...
Все эти советы будут лишены смысла, если мама не в настроении, угрюма, замкнута...
Переключаемся на позитив - будем улыбаться, радоваться жизни...

Давайте растить наших деток в атмосфере любви, уважения, внимания и понимания.

Когда воспитатель может вмешаться в семейные дела: консультируемся с юристом

Воспитатели часто сталкиваются с проблемными ситуациями в общении с семьями воспитанников, участвовать в которых приходится по долгу службы. При этом они вынуждены принимать юридически значимые решения. Чтобы подготовить воспитателей к таким ситуациям, предлагаем провести правовой инструктаж.

Ситуация 1: «Мама против…»

Ребенок посещает детский сад. Брак между родителями официально не зарегистрирован, но в свидетельстве о рождении ребенка указаны мать и отец.

В настоящее время в семье конфликт. Суд определил место жительства ребенка с матерью. Отец живет в другом городе и иногда навещает ребенка в детском саду, так как мать против их общения. При заключении договора между родителями и детским садом мать отца не записала.

Может ли отец забирать ребенка из детского сада вечером, если договор с ним не заключен и с семьей на данный момент он не проживает?

Ответ:

Если отец не лишен родительских прав, он может забрать ребенка из детского сада. Это его законное право.

Если по каким-либо причинам мать не желает, чтобы отец навещал ребенка в детском саду или забирал оттуда, ей следует написать соответствующее заявление в суд. Только после того, как суд запретит отцу общаться с ребенком, работники детского сада могут ему отказать.

Согласно ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее — СК РФ) родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ).

Если родители не состоят в браке, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце — по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца, или он записывается согласно решению суда (ч. 2 ст. 51 СК РФ).

Поэтому независимо от того, состоят ли граждане в браке, если они признаны родителями ребенка, они имеют равные родительские права и обязанности. Родительские права родители осуществляют также независимо от того, проживают ли они вместе с ребенком или отдельно от него.

Кроме того, согласно ст. 66 СК РФ:

  • Родитель, который проживает отдельно от ребенка, имеет право общаться с ним, участвовать в его воспитании и решении вопросов образования.
  • Родитель, с которым проживает ребенок, не должен запрещать другому родителю общаться с ним, если это общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
  • Родители вправе заключить письменное соглашение о порядке осуществления родительских прав тем родителем, который проживает отдельно от ребенка. В соглашении прописываются время и дни, когда можно общаться с ребенком. Если достигнуть соглашения не получается, суд разрешает спор с участием представителей органов опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
  • Родитель, который проживает отдельно от ребенка, имеет право получать информацию о нем из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. Работники этих организаций могут отказать в предоставлении данной информации в случае, если есть угроза жизни и здоровью ребенка со стороны родителя. Он в свою очередь может оспорить отказ в суде.

В рассматриваемой ситуации, когда за воспитанником в детский сад приходит отец, воспитатель должна убедиться по документам, что он является отцом.

Ситуация 2: «Бабушка пришла за ребенком»

Родители часто не успевают забирать ребенка из детского сада и просят сделать это родственников.

Имеет ли право воспитатель передавать воспитанника бабушке, дедушке, тете, дяде и прочим родственникам, включая несовершеннолетних сестер и братьев?

Ответ:

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) участниками образовательных отношений являются:

  • обучающиеся;
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • педагогические работники и их представители;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Закон № 273-ФЗ закрепляет право и возможность представлять интересы ребенка в образовательной организации исключительно за родителями или законными представителями.

Согласно п. 2 ст. 65 СК РФ вопросы, которые касаются воспитания и образования детей, родители решают по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При этом дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. Тем самым, бабушка и дедушка могут участвовать в процессе воспитания и образования ребенка, интересоваться его успехами, оказывать помощь в посещении ДОО и пр.

В случае, когда родители не имеют возможности исполнять свои обязанности в полном объеме, в частности, забрать ребенка из ДОО, они могут попросить об этом дедушку или бабушку, а также других совершеннолетних родственников. При этом родители должны написать заявление (или доверенность) и подтвердить передачу права забирать ребенка из детского сада родственнику (доверенному лицу).

Требований к структуре данного заявления нет, поэтому ДОО может разработать его самостоятельно. Однако в нем обязательно должны быть указаны:

  • полное имя доверенного лица;
  • его паспортные данные;
  • дата (период) реализации указанного права;
  • согласие доверенного лица на обработку его персональных данных, т. к. заявление остается в ДОО.

При передаче ребенка доверенному лицу воспитатель ДОО должна идентифицировать его: сравнить паспортные данные со сведениями, которые указаны в заявлении (доверенности) родителей.

Если родители не оформили заявление (доверенность) с необходимыми сведениями, воспитатель не вправе передавать ребенка лицам, которые не являются его законными представителями. В противном случае воспитатель и заведующий ДОО могут понести ответственность.

Порядок передачи ребенка третьим лицам может быть отражен в правилах внутреннего распорядка воспитанников ДОО. Соблюдать данные правила родителей (законных представителей) детей обязывает Закон № 273-ФЗ.

Также родители могут передать часть своих полномочий (право забирать ребенка из ДОО) старшим детям.

Согласно Гражданскому кодексу РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетния, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Лица от 14 до 18 лет обладают неполной дееспособностью, т. е. могут своими собственными действиями осуществлять только часть своих прав и самостоятельно нести ответственность за отдельные деяния (действия и бездействия).

Таким образом, чем старше ребенок, которому доверяют забрать младшего брата или сестру, тем меньше рисков для детского сада.

Ситуация 3: «Жестокое обращение в семье»

В последнее время в ДОО участились случаи физических наказаний детей в семье. Воспитатели стали замечать у воспитанников следы от побоев.

Существует риск — родители могут обвинить в этом воспитателей и подать заявление в правоохранительные органы.

Какие необходимо оформить документы после того, как воспитатель обнаружила следы насилия над ребенком?

Ответ:

Если воспитатель обнаружила на теле воспитанника следы от побоев, истязаний, она должна написать служебную записку на имя заведующего ДОО. Документ составляется в свободной форме.

Далее заведующий ДОО действует в соответствии с нормативным правовым актом, регулирующим межведомственное взаимодействие органов системы безнадзорности и профилактики несовершеннолетних на региональном/муниципальном уровне. Данный нормативный правовой акт, в частности, регламентирует порядок действий в случае выявления детей, в отношении которых совершены противоправные деяния, жестокое обращение и пр.

Как правило, на муниципальном уровне в систему профилактики включены образовательные организации, указан порядок действий заведующего детским садом и других работников в случае выявления таких детей/семей.

Кроме этого, заведующий ДОО вправе самостоятельно обратиться в полицию и прокуратуру, если есть основания полагать, что в отношении воспитанника совершены действия, которые угрожают его жизни и здоровью (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ч. 3 ст. 56 СК РФ «должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка».

Российское законодательство устанавливает виды ответственности для лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком: административную, уголовную, гражданско-правовую.

Чаще всего возлагается административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

 

 

Ребенок без прививки: принять нельзя отказать

До недавнего времени отсутствие у ребенка «обязательных» прививок было чем-то экстраординарным. Для отказа от прививок нужны были веские основания, например, медицинские показания, и во многих образовательных учреждениях не принимали непривитых детей. Но современные родители все чаще добровольно отказываются прививать собственных малышей или откладывают эти процедуры на более поздние сроки, чем те, которые указаны в национальном календаре прививок. Причины для этого могут быть самые разные: страх перед осложнениями после прививок, кто-то считает, что прививки не защищают от инфекций, кто-то имеет собственный негативный опыт.

Если родители мучаются, обдумывая вопрос прививок, то руководители образовательных организаций порой не знают на каком решении остановиться – принимать или не принимать непривитого ребенка в ДОУ. Что же говорит об этом закон?

Доступное и бесплатное образование

Согласно закону об образовании каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на образование. А государство гарантирует, обеспечивает и защищает данное конституционное право. При этом нормы закона не ограничивают право на образование лиц, которыми не были полученысоответствующие прививки.

Прививки необязательны

Получение медицинской помощи, в том числе и проведение вакцинации, является правом, а не обязанностью гражданина. Такое положение закреплено в законе об основах охраны здоровья граждан. Кроме того, указанный закон предоставляет гражданину право на отказ от медицинского вмешательства.   

В ст. 20 указанного закона сообщается о том, что для проведения медицинских процедур требуется предварительно получить добровольное согласие на это от гражданина. За детей такое согласие дает один из его родителей или законных представителей. Кроме того, указанные лица могут отказаться от медицинского вмешательства.

Ограничения при отсутствии прививок

Согласно закону об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний в случае отсутствия у гражданина профилактических прививок ему может быть отказано в приеме в образовательную организацию, но только в  случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Пример из практики

Мама ребенка, который был временно отстранен от посещения ДОУ по медицинскому заключению, обратилась в Московский областной суд с целью признания незаконным такого заключения. Своим определением от 29 января 2014 г. по делу N 33-1117/14 суд отказал в удовлетворении исковых требований женщины и сослался на следующие обстоятельства. Девочка не была привита от кори, а на территории Московской области в этот период была неблагополучная ситуация по заболеваемости данным инфекционным заболеванием, что подтверждается Постановлением главного санитарного врача по Московской области. При этом суд исходил из того, что оспариваемое заключение носило временный характер, и его целью было создание безопасных условий для жизни и здоровья и для ребенка истицы, и для других детей, воспитывающихся в ДОУ.

А если нет Манту?

В целях профилактики и диагностики туберкулеза предусмотрена постановка детям пробы Манту. В постановлении Главного санитарного врача нашей страны указано, что дети, которым не проводилась туберкулинодиагностика, могут быть допущены в детские организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

Дети не могут быть допущены в детские организации, если они были направлены на консультацию в противотуберкулезный диспансер, а их родители не предоставили в течение месяца после постановки Манту справку от врача фтизиатра о том, что ребенок не болен.

Вывод

Единственное основание для отказа в приеме ребенка в ДОУ – отсутствие свободных мест.

Временно отказать ребенку в посещении дошкольной организации возможно в следующих случаях:

  • отсутствие профилактической прививки от заболевания, по которому сложилась неблагоприятная ситуация в регионе (это должно быть подтверждено документально);
  • отсутствие справки врача фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулеза, если ребенку не ставилась проба Манту или если он был направлен на консультацию в диспансер.