Образовательная область: «Художественно - эстетическое творчество».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цели:
1.Учить детей понимать жанровые особенности натюрморта; учить рассматривать картину, выделяя средства выразительности, используемые художником.
2.Учить детей рисовать пышные соцветия сирени, применяя печатание мятой бумагой.
3.Учить детей передавать характерные особенности цветов сирени, используя приём накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего).
4. Развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка.
5.Развивать цветовосприятие и чувство композиции.
Материалы для занятия: Ваза с живой (желательно) или искусственной сиренью, репродукция с картины П. Кончаловского «Сирень», бумага для рисования, гуашь, палитра для смешивания красок, беличьи кисти, мятая бумага.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Я на дерево похож, но не дерево:
У него один ствол, да большой,
А у меня много, но маленьких. (Кустарник.).
2.Беседа
Воспитатель: Но сегодня я хочу поговорить о цветах, которые мы все хорошо знаем (воспитатель вносит в группу вазу с большим букетом сирени). Узнаёте? Конечно же, это сирень. А к какому государству в царстве растений принадлежит сирень? Правильно, это кустарник, который в конце весны — начале лета замечательно цветёт.
Давайте внимательно рассмотрим цветки сирени. Какие они — маленькие или большие? Вот один цветок — он совсем маленький, по форме немного похож на колокольчик, у него четыре лепесточка. Но иногда в этих цветочках встречается и по пять лепестков.
У нас с друзьями в детстве была игра: мы искали среди цветков сирени те, у которых было пять лепестков. Считалось, что найти такой цветок — к удаче. Его нужно было съесть, загадав при этом желание. Мы верили, что такое желание непременно сбудется.
И все эти маленькие цветочки собраны в большие, красивые соцветия. Подумайте, какое растение это вам напоминает? (Воспитатель подводит детей к построению аналогии между кистью сирени и кистью винограда, кистью рябины, в которых отдельные ягодки собраны в одну гроздь.)
И еще у сирени есть одна замечательная особенность. Какая? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) Её чудесный аромат.
Воспитатель: Как вы думаете, а почему это растение называется «сирень»?
(Воспитатель выслушивает ответы детей, затем при необходимости обобщает их.)
На самом деле в настоящее время существует очень много сортов сирени с цветами самой разной расцветки — и белая, и розовая, и красная, и бордовая. Но какого бы цвета не были цветы, сирень всегда прекрасна. Вам нравится это растение?
3.Рассматривание и беседа по картине
Воспитатель: Многие художники рисовали сирень на своих картинах. Сегодня я принесла показать вам репродукцию картины Пётра Петровича Кончаловского. Называется картина «Сирень». К какому жанру принадлежит эта картина? Правильно, это натюрморт.
Посмотрите, как красиво художник изобразил сирень. Поделитесь своими впечатлениями от этой картине. (Воспитатель выслушивает высказывания детей.) На картине сирень словно живая, она как будто дышит.
Обратите внимание, отдельных цветов как будто и не видно. Кисти сирени изображены цветовыми пятнами, которые имеют разные оттенки сиреневого цвета. Наверное, если бы художники тщательно вырисовывали каждый цветочек сирени, картины не получились бы такими выразительными.
4.Показ работы с комментированием
Воспитатель: Сегодня я хочу научить вас рисовать цветы с такими же цветовыми пятнами. Их мы будем делать с помощью мятой бумаги. Нужно просто обмакнуть бумагу в краску и оставить отпечаток на листе.
Но и это еще не всё. Каждая кисть сирени, несмотря на вроде бы однородную окраску каждого цветка, имеет разные оттенки. Как же их получить? Очень просто. Я беру другой комочек смятой бумаги, обмакиваю его в краску более светлого оттенка и делаю еще один отпечаток поверх первого. Только нужно подождать, чтобы первый отпечаток немного подсох. Этот прием можно повторить несколько раз, тогда получатся более богатые оттенки.
Воспитатель: А вы помните, как можно получить разные оттенки одного цвета? Как вы думаете, какие краски нужно смешать, чтобы получить сиреневый оттенок? Попробуем смешать синий, красный и белый цвета.
5.Определение последовательности работы.
Воспитатель: Давайте договоримся, что сегодня мы будем рисовать натюрморт. Как вы думаете, какой фон должен быть у нашей картины, на каком фоне сирень будет смотреться более выразительно? (На светлом.)
-Что будем рисовать сначала? (Вазу.) Её можно рисовать с помощью мятой бумаги или кистью — как вам захочется. Посмотрите внимательно на форму вазы, подумайте, какое место она будет занимать на листе бумаги? А что будет центральной частью вашего рисунка?
-Какой формы кисти сирени? (Треугольной.) Какой оттенок сиреневого цвета наносим сначала? (Более тёмный.)
-Пока сиреневая краска подсыхает, вы можете нарисовать листья. Они очень красиво оттеняют цветы сирени. Какого цвета листья? (Ярко-зеленого.)
-Следующий этап — наносим краску более светлого оттенка.
-В завершение работы рисуем детали, которые помогают сделать рисунок более выразительным (например, кистью прорисовываем тонкие веточки или рисуем узор на вазе).
6.Самостоятельная работа детей
(Во время рисования включается красивая, тихая музыка.)
7.Итог работы
При рассмотрении детских рисунков выбирается самый разноцветный натюрморт, больше всего похожий на настоящий.