Образовательная область: «Художественно - эстетическое творчество».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие»
Цель занятия:
1. Познакомить с творчеством художника А.К. Саврасова. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании репродукции картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.
2. Учить передавать на бумаге характерные особенности ранней весны с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны.
3. Активизировать в речи детей четкое произношение звука “Р”.
Материал:
Альбомные листы бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого ребёнка, репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, увеличенный фрагмент картины с изображением одного грача для проведения физминутки.
Словарная работа: Прозрачный воздух, пробуждение природы, грачи суетятся, перекликаются, небо лёгкое, с голубыми окнами-просветами, нежные, размытые цвета, бледно-голубой, беловато-серый, светло-коричневый.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: (Загадывает загадку)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
Дети. Весной.
2.Рассказ воспитателя с опорой на картину А. К. Саврасова “Грачи прилетели”
Воспитатель: Правильно. Назовите весенние месяцы. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне. О ранней весне.
Весну издавна любил народ. Люди ее называли «Весна – красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнит и прочесть нам стихи о весне?
(Дети читают ранее разученные стихи 1 - 2)
Воспитатель: С чего же начинается весна? Назовите ее приметы.
Дети. С капели, проталин, светит ярко солнце, появляются подснежники, прилетают перелетные птицы и т.д.
Воспитатель: А какие птицы прилетают к нам весной?
Дети. Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.
Воспитатель: Как они называются по- другому? Правильно, это перелетные птицы. А что они делают когда прилетают в родные края?
Дети. Строят гнезда, чинят старые.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с русским художником, который очень любил рисовать природу нашей страны – это Алексей Кондратьевич Саврасов.
Он жил очень давно в Москве, в семье небогатого торговца. С самого детства он любил рисовать природу. Когда Алексей Кондратьевич вырос, он поступил в училище живописи. Саврасов много ездил по России, любовался красотой природы, явлениями, которые происходят, а потом эту красоту передавал в своих картинах. Сейчас мы посмотрим картину этого художника. Обратите внимание на то, как художник показал нам весну, какие основные цвета использовал художник, чтобы передать настроение картины.
Дети: Синий, белый, коричневый, зелёный.
Воспитатель: Какие оттенки этих цветов присутствуют в картине?
Дети: Голубые, серые, светло-коричневые, зеленоватые.
Воспитатель: Посмотрите, какие нежные, будто размытые цвета в картине: бледно- голубые, светло-коричневые, бело-серые. Ведь художник выбрал эти цвета не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот уже не глубокий, природа постепенно начинает оживать, и молодые берёзки тянутся к свету.
- Если бы мы сейчас вдруг оказались там возле этих берёз, что бы мы услышали? (Закройте глаза, представьте, что мы с вами там оказались. (Включается аудиозапись голоса грача)
- Что вы слышите? (Правильн! Гомон птиц, грачи суетятся, перекликаются, как бы переговариваются между собой, советуются, как строить гнёзда)
- А теперь давайте немного отдохнем. Представьте, что вы грачи.
Физминутка: “Грачи”
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели).
- Молодцы! Давайте закричим голосом грача, четко проговаривая звук «р»
(Крррак – крррак, кррррак-крррак!)
Воспитатель: А теперь подумайте, ребята и скажите, какой сюжет вы бы хотели нарисовать? Чтобы вы изобразили на своем листе бумаги?.Какие цвета вы возьмете для ранней весны? (Ответы детей)
Воспитатель: Детишки, рисовать мы будем раннюю весну необычным способом который называется монотипия. Кто помнит и знает что такое монотипия ? (Ответы детей)
4.Показ рисования воспитателем с комментированием
Воспитатель: Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа – там, где у нас будет небо?
Дети: Синий, белый.
Воспитатель: А какие в нижней части листа – там, где земля?
Дети: Черный, коричневый, белый, зелёный.
Воспитатель: Какие новые оттенки у меня получились при смешивании красок? (Ответы детей)
Воспитатель: А чтобы оживить свой рисунок я нарисую деревья и на них грачей.
Ну вот!У меня получился такой рисунок. Прежде чем вы приступите к работе, давайте разомнем пальчики .
Пальчиковая гимнастика.
С наступлением весны птицы прилетают.(Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем как крыльями)
Возвращаются скворцы, - работяги и певцы (Пальцы рук сжимаем в кулаки и расжимаем).
А грачи у лужицы (Ладони соединяем вместе чашечкой)
Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кулачками рук).
Журавли летят, торопятся (Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями).
А малиновка и дрозд занялись устройством гнезд. (Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты).
5. Самостоятельная работа детей.
6. Гимнастика для глаз.
- Ваши глазки устали, давайте мы сделаем для них гимнастику.
Зрительная гимнастика «Птички»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем птичек мы считать.
Глазки к небу поднимаем,
Взглядом птичек провожаем.
Вот сорока полетела,
Посмотрели глазки влево.
Там ворона пролетала,
Посмотрели глазки вправо.
Вверх взлетает ловкий стриж,
А за ним веселый чиж.
Посмотрели глазки вниз,
Села галка на карниз.
Вверх и вниз, и влево – вправо,
Сколько птиц тут пролетало?
Будем глазки закрывать,
Вспоминать и всех считать.
Раз – сорока, два – ворона,
Галка – три, четыре – стриж,
Ну, а пять – веселый чиж.
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать.
7.Итог работы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня много говорили о весне, рассматривали картину А.К.Саврасова. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила. Скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей)
-Спасибо, вам, ребятки, за замечательные работы!