Цель: обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах:
- продолжить знакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»,
- развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Образовательная область:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие.
Задачи:
1. Обучающие:
- расширить знания детей о птицах.
- закрепить знания о перелетных птицах.
- закрепить обобщающие понятия по данной теме.
- обучать развернутому высказыванию.
- расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
2. Развивающие:
- развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
3. Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы:
Практические - игра, игровая ситуация.
Наглядные – рассматривание, прослушивание.
Словесные - художественное слово, вопросы.
Словарь:
Активизировать в речи детей следующие слова: перелет стаей, вереницей, по одиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Предварительная работа:
· Наблюдение за птицами во время прогулки;
· чтение стихов, рассказов о птицах (В. Бианки «Кто чем поёт? », «Хитрый лис и умная уточка», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.
· Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением различных видов птиц.
Оборудование:
- плакат с изображением природы, перелетных птиц,
- схема для составления описательного рассказа о перелётных птицах:
- предметные картинки, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц,
- игрушка - зайка (листопадничек).
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент. Развитие мимической моторики. Упражнение «Осень»
Воспитатель: Дети! Посмотрите, к нам сегодня пришел в гости обитатель леса – маленький зайчонок – листопадничек. (При необходимости напомнить сказку И. Соколова – Микитова «Листопадничек»), чтобы немного поиграть и узнать что-нибудь новое и интересное. Какое сейчас время года? (осень). Правильно, давайте немного поиграем с вами.
- Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его.
- А сейчас выполним все движения поочерёдно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый.
2. - Ребята, а какие приметы осени вы знаете (перечисляют). Правильно, вы заметили, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края.
- Вот зайчику очень интересно, а почему птицы улетают? (становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм).
3. - Давайте вместе вспомним названия перелетных птиц (грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди и др.) и разделим их на слоги (хлопками).
4. Игра с мячом «У кого кто?» (воспитатель бросает ребенку мяч и называет взрослую птицу, ребенок обратно – как называются ее птенцы)
У скворца – скворчата, у аиста – аистята, у журавля – журавлята, у грача – грачата, у утки – утята, у гуся – гусята и т.д.
5. -Я уверена, ребята, что вы много знаете о перелётных птицах. Давайте расскажем нашему гостю - листопадничку о них. А чтобы вам было легче, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них полными предложениями. (Вспомнить и обобщить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах, при необходимости еще раз повторить материал; развитие логического мышления и связной речи, активизация предметного и глагольного словаря по теме).
• Дети, а почему перелётные птицы улетают на юг? (становится холодно и им нечего есть)
• Какие птицы улетают первыми? (те, которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки)
• Какие птицы улетают последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
• Как улетают журавли? (клином)
• Как улетают гуси, утки? (вереницей)
• Как улетают ласточки, скворцы, грачи? (стаей)
• А какие птицы улетают поодиночке? (кукушки)
• Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)
• Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)
• С кем улетают журавли? (с журавлятами). Грачи? Гуси? Утки? Скворцы? Лебеди? и т.д.
-Молодцы! Теперь наш малыш многое узнал о перелётных птицах.
6. -Наш малыш немного устал. Покажем ему, как мы умеем двигаться (физминутка).
Осень-непогодушка (подняли руки вверх,
Тополь пожелтел (наклоны туловища влево-вправо) .
Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)
Песенку запел (повороты туловища влево-вправо) .
Ветка чуть качается (руки вперёд,
Дождик не кончается (наклоны вперёд-назад) .
С нами старый скворушка
До весны прощается (приседания) .
7. А теперь давайте поиграем в загадки (по желанию – можно выучить наизусть)
Вдоль по берегу гуляет.
На лягушек нападает.
На носу повисла капля,
А зовется птица…(Цапля)
Клином выстроились птицы,
Им на месте не сидится.
Закурлыкали вдали,
Чудо-птицы - .. (Журавли)
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех,
Выгибает грозно шею.
Назови ее скорее!(Лебедь)
Он гогочет и шипит.
Он имеет грозный вид.
На широких красных лапах.
Для гусят он просто папа (Гусь).
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец. /Скворец/
Нос у него белый.
Сам он чёрный, очень проворный,
Друг садов и полей,
Поедает червей. /Грач/
Никогда не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. /Кукушка/
Молодцы, ребята, хорошо загадки отгадываете!
8. - Я думаю, что сегодня наш малыш – зайка – листопадничек узнал очень много нового и интересного. Сейчас побежит в лес и расскажет своим братишкам – зайчишкам о перелётных птицах. Как вы думаете, ему у нас понравилось? Мне тоже кажется, что он захочет к нам ещё раз прийти. Давайте попрощаемся с ним и пригласим его к нам снова. (Дети прощаются с малышом и приглашают его в гости).
Оценка деятельности детей.
Использованная литература:
- Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» - М., 2010.
- Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М, 2010.