Актуальность: данная тема актуальна, т.к. идет приобщение детей к истокам и традициям русского народа.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: познакомить детей с народной куклой, со способом ее изготовления.
Задачи:
1. познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол;
2. формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от знакомства с куклами;
3. развивать у детей связную речь;
4. способствовать развитию мелкой моторики рук/заматывание, завязывание узелков/;
5. развивать творческую активность, мышление, воображение;
6. воспитывать любовь и уважение к народной культуре.
Оборудование и материалы: образец куклы, два светлых квадратных лоскутка 16-10, 7-7,нитки, карточки с заданиями на каждого ребенка, презентация
Ход НОД:
Дети, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Сейчас я загадаю загадки, вы отгадайте их.
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу (плюшевый медведь)
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок,
А он сорвался с поводка
И улетел по облака (воздушный шар)
Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них-сломаю,
Все сначала начинаю (кубики)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (матрешка)
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки,
В синие сапожки.
На красавице-пальто,
Догадались? Это кто? (ответы детей)
Молодцы, дети, все загадки отгадали! Как можно назвать одним словом отгаданные слова? (ответы детей) А для чего нужны игрушки? Назовите свои любимые игрушки? (ответы детей)
Когда я была девочкой, у меня тоже была любимая игрушка - кукла. В магазине можно купить детям разнообразные игрушки. Давайте посмотрим в какие игрушки играют дети в наше время.
(Презентация № 1)
А сейчас нужно выполнить задание. Найти среди предметов игрушки и раскрасить их желтым цветом (дети выполняют задание)
Физкультминутка «Любимые игрушки»
Раз, два, три четыре, пять,
Начинаем мы играть
Кукла-куколка, бай-бай,
Поскорее засыпай
Флажок за палочку возьму,
Подниму и помашу.
Скачет мячик, как живой,
Красный, желтый, голубой.
Кубик на кубик кладем,
Строим, строим новый дом.
Сели мы в машины,
Зашуршали шины.
Дети, я предлагаю продолжить наш разговор об игрушках.
Давным-давно, в давние времена игрушек было мало. Не каждый мог купить игрушку своей дочке или сыну. Игрушки покупали богатые люди, а бедные делали их своими руками. Игрушки изготавливали из разного материала. Разных кукол делали из лоскутков ткани. Сейчас я предлагаю вам посмотреть.
(презентация № 2)
У меня есть кукла с интересным названием «Кувадка» (показываю детям) На Руси такая кукла для ребенка была игрушкой и оберегом. Считалось, Что она защищает ребенка от злых сил, дурного глаза, притягивающие на себя болезнь, несчастья. «Кувадку» помещали в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребенок оставался один, он смотрел на игрушку и играл. Такую куклу вы можете тоже смастерить, подарить малышу, подарить своим друзья, можете сами играть с ней.
Показываю последовательность работы:
1. возьмите прямоугольный лоскуток ткани с двух сторон сворачиваем к середине, перегибаем пополам, затем нитками перевязываем голову;
2. для рук сворачиваем лоскут ткани и перевязываем нитками края -получаются ладошки;
3. вставляем руки между передними и задними лоскутами тела куклы ниткой и делаем крест на груди, перевязываем на поясе.
Подводится итог занятия. Предлагаю детям вспомнить о чем сегодня беседовали? Рассмотреть красивых кукол, которых сделали сами дети (дети выставляют свои работы на стенд). Делается сравнительный анализ выполненных работ, вспоминаем название куклы, чем она запомнилась.